Кабинет психолого-педагогической
и дефектологической помощи

Страхи у детей и способы их преодоления

Страхи у детей и способы их преодоления

Страх – психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность.

Вне зависимости от причин страха, ключ к пониманию психологической природы возникновения страхов кроется в человеческом сознании, а не в тех конкретных реалиях, которых мы боимся. Смысл состоит в том, что не сами по себе некоторые явления или вещи пугают человека, а то, что он на них смотрит с опасением. Очень часто взрослый человек видит вещи и оценивает степень их опасности, исходя из представлений о них или из своего опыта. В этом он сильно отличается от ребенка. Ребенок, напротив, может совершенно не бояться действительно опасных вещей и пугаться совершенно безобидных. Поэтому детские страхи в большинстве случаев могут быть как обоснованными; так и придуманными; как незначительными, так и чрезмерными.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей, мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы.

Как же возникают и проявляются страхи?

У большинства новорожденных обнаруживаются инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета или при громких звуках. Младенец при этом проявляет общее беспокойство, напрягается, вскидывает ручки. Однако такая реакция быстро угасает. О страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее, чем ребенку исполнится полгода.

В семь месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии матери, что указывает на появлении чувства привязанности, единения с нею. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех у мальчиков.

В восемь месяцев появляется страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине второго года жизни при условии отсутствия каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур и помещения в больницу.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться рядом с ним в случае помещения в больницу. Это особенно важно при общей ослабленности ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойства и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, находясь на высоте и от пребывания в одиночестве. Может возникнуть страх перед животными, особенно собаками, и перед движущимся транспортом. Страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше, если отец принимает активное участие в воспитании и если воспитание не превращается в войну с формирующимся чувством Я у ребенка.

На третьем году появляется страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков.

В возрасте от трех до пяти лет каждый второй из детей боится сказочных персонажей, боли, неожиданных звуков; каждый третий- воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто такие страхи встречаются у детей, чьи родители излишне беспокойны и в то же время принципиальны.

В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен. Он обычно выражается не прямо, а проявляется в типичных для этого возраста страхах нападения, стихии, огня и пожара. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые – боязнь опоздать в школу, получить плохую отметку.

Старшие дошкольники чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи.

Для подросткового возраста страхи гораздо менее типичны. Чаще отмечается общее состояние тревоги и беспокойства в связи со смутно осознаваемыми возрастными переменами.

Симптомы страха

Симптомами страха в поведении ребенка являются грызение ногтей, сосание пальца, заикание, тики, ночное недержание мочи, капризы во время еды, жалобы и хныканье, скрытность и замкнутость.

Страхи носят временный, преходящий, возрастной характер. С ними нужно не бороться, а просто принимать их во внимание как своеобразие определенного этапа психического развития. Родители могут помочь ребенку справиться со страхами. Для этого:

  • необходимо сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с ребенком. Взрослым нужно умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют;
  • надо стремиться успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие. «Научные» объяснения, высмеивание и шутки по поводу страха неуместны и вообще недопустимы.

Прежде всего взрослые должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвенен, или же вести себя так, словно в испуге ребенка нет ничего удивительного. Ребенок крайне нуждается в том, чтобы все его страхи признавались, принимались, уважались. Только тогда, когда они рассматриваются открыто, ребенок может обрести силу, достаточную для взаимодействия с окружающим миром, который временами пугает его.

С детьми нужно разговаривать о страхах, слово «страх» не должно быть табу. Поскольку некоторые из страхов возникают в результате ошибочных представлений, другие основываются на реальных ситуациях или появляются вследствие неравного положения ребенка в семье, группе сверстников.

Можно рассказать ребенку, что сам родитель или кто-то из общих знакомых пережил точно такой же страх и сумел преодолеть его.

Наконец, нужно проще ко всему относиться: не надо из детского страха делать драму, еще хуже трагедию, не надо вести долгих разговоров на эту тему. Лучше отыскать какой-нибудь смешной эпизод в стрессовой ситуации, но не осмеивать ее и постараться быть как можно ласковее с ребенком.

О педагоге

Шаркова Эвелина Васильевна – опытный, постоянно  практикующий педагог. Имеет высшую квалификационную категорию по должностям:

  • педагог-психолог;
  • учитель русского языка и литературы.

Прошла профессиональную переподготовку в государственном             образовательном учреждении Калининградской области                        «Институт развития образования» по специальности «Логопедия»,       с правом оказания логопедической помощи детям с нарушениями       речи.

Подробнее >>

Остались вопросы? Напишите нам!

Нажимая кнопку, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с условиями Пользовательского соглашения (Публичной офертой), и даете разрешение, согласно ст.9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.06 №152-ФЗ, обрабатывать персональные данные, в соответствии с Положением об обработке персональных данных.

Полезные статьи

Дисграфия у детей

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни

Читать полностью »

Страхи у детей и способы их преодоления

Страх – психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Вне зависимости от причин страха, ключ к пониманию психологической природы

Читать полностью »

Преимущества центра "Лучик"

Профессионально и быстро

Профессионально и быстро

Решение многих вопросов и проблем в одном месте

Удобное расположение

Удобное расположение

Кабинет специалиста находится в центре города

Опытный педагог

Постоянно практикующий педагог со стажем работы

Сотрудничество с центрами

Медицинскими и педагогическими