Умственная отсталость – это не заболевание, а ограничение в развитии интеллекта. Для ребёнка с умственной отсталостью важно наблюдение детского педагога-дефектолога. В кабинете, в самом центре Калининграда, созданы все условия, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и в меру своих возможностей познавал мир и овладевал школьной программой, и в этом ему поможет дефектолог.
Основные направления работы
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- занятия по формированию пространственно-временных отношений;
- занятия по умственному развитию (формирование соответствующих возрасту интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
- занятия по нормализации ведущей деятельности возраста;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связанной речи;
- занятия по формированию готовности к восприятию учебного материала (в школе, доу);
- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Признаки неправильного речевого развития
Есть определенные признаки, по которым можно определить потребность в вмешательстве логопеда в развитие речи ребенка. Заметить их можно у детей не достивших двухлетнего возраста:
- Нарушение и проблемы в понимании речи
- Заикание
- Дефекты в речи — шепелявость, картавость и т.д.
- Если есть заболевания слуха и слухового аппарата
Эти и другие проблемы сможет решить логопед, во время индивидуальных занятий с ребенком. Кроме того, логопед поможет малышу подготовиться к обучению в школе по специальной программе, составленной с учетом особенностей детского развития и индивидуальных потребностей. Это позволит максимально исключить трудности в период школьного обучения, особенно в части усвоения грамоты и письма.
Диагностика ребенка
Для диагностики умственного развития ребёнка следует обратиться к детскому психологу или записаться на сеанс с дефектологом, который при помощи тестов оценит уровень интеллекта и поставит диагноз. Важно, что показатели интеллекта могут быть занижены, если ребёнок долго находился в состоянии запущенности (например, жил в детском доме, где никто с ним не занимался), а также когда для ребёнка русский язык не является родным – не понимая слов, он просто не может полноценно выполнить предложенные задания во время занятий.
Особенно рекомендуется обратиться за диагностикой, если ребенок не посещает детский сад, а Вы сомневаетесь, развивается ли ребенок в соответствии с возрастными нормами. Или педиатр или невролог рекомендует Вашему ребенку занятие дефектолога, или с психологом.
Нарушить формирование интеллекта могут самые различные факторы, которые поможет установить дефектолог. На развитие малыша могут повлиять перенесённые во время беременности инфекции (например, грипп, краснуха) или приём некоторых антибиотиков. Возможно повреждение головного мозга ребёнка во время родов при родовой травме. Но часто дефектологами не удается установить причину нарушения интеллекта у ребёнка.
Когда нужно обращаться?
Лёгкая умственная отсталость
Такие дети практически не отличаются от остальных, однако позже начинают говорить, с трудом запоминают новые слова, долго не могут научиться читать и писать. Они простодушны, доверчивы, их легко разыграть. Несмотря на ограничение интеллекта, эти дети добрые, ласковые, очень любят своих родителей, охотно общаются с друзьями.
Умственная отсталость средней степени
Дети со средней выраженностью нарушения интеллекта обучаются с трудом. В раннем детстве они долго не могут научиться пользоваться горшком, самостоятельно есть, одеваться – на овладение этими навыками требуется много времени и терпения. С помощью занятий в определённом возрасте ребёнок может научиться читать и писать, однако со школьной программой справиться чаще всего им не удаётся.
Тяжёлая умственная отсталость
Это редко встречающееся нарушение, при котором ребёнок не может научиться говорить или полноценно себя обслуживать. Ему всегда будет требоваться помощь взрослого в том, чтобы поесть, одеться, помыться. Такие дети с трудом понимают обращённую к ним речь и редко могут научиться говорить даже несколько слов.
Однако гораздо чаще родители сталкиваются с диагнозом «задержка нервно-психического развития». Это значит, что ребёнок, который отстаёт в развитии от своих сверстников, имеет возможность достичь нормального уровня интеллекта при постоянном участии и помощи врачей, работы с дефектологом, психологом, логопеда и родителей.
Если у вас возникли вопросы, или хотите записаться на занятия, то свяжитесь с нами по контактному телефону +7 (911) 489-99-85 или приходите в кабинет по адресу: г. Калининград, пр-т Мира, 7, оф. 02 (с 8.00 до 20.00 часов).