Кабинет психолого-педагогической
и дефектологической помощи

г. Калининград, 
пр-т Мира, 7, оф. 02. 
с 8.00 до 20.00

+7 (911) 489-99-85
(Viber, WatsApp)

Нормы развития речи у детей

Нормы развития речи у детей

Наши дети начинают говорить в разном возрасте, но, независимо от этого, очень важно знать некоторые нормы речевого развития, чтобы вовремя заметить проблемы и скорректировать речь в нужном направлении.

Все маленькие дети отличаются друг от друга не только характером или внешностью, но и некоторыми особенностями развития. Кто-то уже в год начинает неплохо болтать, старательно повторяя за взрослыми звуки и слова, постоянно пробуя рассказать обо всем, что видит вокруг себя. У других период детского лепета длится до двух лет, а то и больше, они даже не предпринимают попыток произнести что-то сложное и ограничиваются в большинстве своем жестами и привычными уже звуками. Но в любом случае развитие речи ребенка начинается с попыток копировать своих родителей, повторением их слов, песенок, постепенно перерастая из забавных комбинаций в более осмысленные и разборчивые фразы.

Для того, чтобы помочь ребенку в освоении этой довольно сложной науки, следует соблюдать некоторые простые правила. Ни в коем случае сами не сюсюкайте и не коверкайте слова, общаясь с малышом. Разговаривайте с ним на правильном и простом языке, ведь первая речь ребенка и будет складываться из тех оборотов и слов, которые используют в ежедневном общении с ним его мама и папа. Большое значение имеет и комфортная психологическая обстановка вокруг. Отсутствие скандалов и криков, спокойная и доброжелательная атмосфера существенно снижают риск развития неврозов и заикания.

Не стоит поднимать панику и беспокоиться, когда небольшая картавость и искажение звуков остаются у ребенка вплоть до 5 лет. Это нормально, и на данном этапе вполне достаточно помощи родителей – больше разговаривайте с ребенком, играйте в речевые игры, читайте вслух книги, учите стихи и загадки. Но внимательно следите, есть ли прогресс, не возникает ли проблем, которые носят длительный характер и не решаются только вашими силами.

Речь маленького ребенка обычно первыми начинают понимать его родители, тогда как для посторонних людей она остается простым набором звуков. Причина в том, что родители привыкают к оборотам, которые использует малыш, автоматически заменяют обратно звуки в словах, которые ребенок непроизвольно меняет местами или просто не может произнести. Нормой является, когда ребенок, только учась говорить, пропускает сложные согласные в словах или с трудом произносит шипящие. Тревожным звоночком, который может послужить основанием для посещения специалиста-логопеда, будет постоянная замена одних и тех же звуков на другие.

Ситуации, когда не только меняются друг с другом согласные, но и теряются гласные, возникают длительные паузы между слогами одного слова, речь очень быстрая или слишком медленная – также должны послужить сигналом для родителей, что их ребенку, возможно, требуется помощь специалиста.