Кабинет психолого-педагогической
и дефектологической помощи

г. Калининград, 
пр-т Мира, 7, оф. 02. 
с 8.00 до 20.00

+7 (911) 489-99-85
(Viber, WatsApp)

Дефектолог

Умственная отсталость – это не заболевание, а ограничение в развитии интеллекта. Для ребёнка с умственной отсталостью важно наблюдение детского педагога-дефектолога. В кабинете созданы все условия, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и в меру своих возможностей познавал мир и овладевал школьной программой.

Основные направления работы логопеда-дефектолога

  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (формирование соответствующих возрасту интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
  • нормализация ведущей деятельности возраста;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связанной речи;
  • формирование готовности к восприятию учебного материала;
  • формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Диагностика ребенка

Для диагностики умственного развития ребёнка следует обратиться к детскому психологу или дефектологу, который при помощи тестов оценит уровень интеллекта и поставит диагноз. Важно, что показатели интеллекта могут быть занижены, если ребёнок долго находился в состоянии запущенности (например, жил в детском доме, где никто с ним не занимался), а также когда для ребёнка русский язык не является родным – не понимая слов, он просто не может полноценно выполнить предложенные задания.

Особенно рекомендуется обратиться за диагностикой, если ребенок не посещает детский сад, а Вы сомневаетесь, развивается ли ребенок в соответствии с возрастными нормами. Или педиатр или невролог рекомендует Вашему ребенку с занятия с дефектологом, логопедом, психологом.

Нарушить формирование интеллекта могут самые различные факторы. На развитие малыша могут повлиять перенесённые во время беременности инфекции (например, грипп, краснуха) или приём некоторых антибиотиков. Возможно повреждение головного мозга ребёнка во время родов при родовой травме. Но часто причину нарушения интеллекта у ребёнка установить не удаётся.

Когда нужно обращаться к дефектологу?

Лёгкая умственная отсталость
Такие дети практически не отличаются от остальных, однако позже начинают говорить, с трудом запоминают новые слова, долго не могут научиться читать и писать. Они простодушны, доверчивы, их легко разыграть. Несмотря на ограничение интеллекта, эти дети добрые, ласковые, очень любят своих родителей, охотно общаются с друзьями.

Умственная отсталость средней степени
Дети со средней выраженностью нарушения интеллекта обучаются с трудом. В раннем детстве они долго не могут научиться пользоваться горшком, самостоятельно есть, одеваться – на овладение этими навыками требуется много времени и терпения. С помощью логопеда-дефектолога в определённом возрасте ребёнок может научиться читать и писать, однако со школьной программой справиться чаще всего им не удаётся.

Тяжёлая умственная отсталость
Это редко встречающееся нарушение, при котором ребёнок не может научиться говорить или полноценно себя обслуживать. Ему всегда будет требоваться помощь взрослого в том, чтобы поесть, одеться, помыться. Такие дети с трудом понимают обращённую к ним речь и редко могут научиться говорить даже несколько слов.
Однако гораздо чаще родители сталкиваются с диагнозом «задержка нервно-психического развития». Это значит, что ребёнок, который отстаёт в развитии от своих сверстников, имеет возможность достичь нормального уровня интеллекта при постоянном участии и помощи врачей, психологов, дефектологов, логопедов и родителей.